Круглосуточная погоня за успехом, трагичные удары судьбы, жестокость мегаполиса, манящая близость его соблазнов и готовность погибнуть, лишь бы прикоснуться к ним. Во многом романтизация подобных ценностей и сделала Патрика Юинга королем Нью-Йорка, ибо никто не умел проигрывать так драматично, как центровой «Никс».
В истории университетского баскетбола США Юинг до сих пор остается одной из знаковых фигур, его «Джорджтаун Хойас» трижды выходили в финал, но публике больше запомнились два поражения, нежели триумфальный 1984-й. Как правило, все разговоры о властвовании Юинга в NCAA и сравнениях его с молодым Биллом Расселом заканчиваются красочным описанием финала-1982, в котором «Хойас» проиграли Северной Каролине: победный бросок реализовал пластичный паренек по имени Майкл Джордан. Из таких противопоставлений соткана не только карьера, но и жизнь Юинга.
Грациозность, техника и харизма не всегда были в числе его добродетелей, сказалось то, что заниматься баскетболом он начал только в 11 лет, после того как переехал с родителями с Ямайки. Его происхождение часто сопутствовало появлению воинствующих прозвищ вроде Владыка из джунглей или Кингстонский король, ассоциаций с первобытной мощью и животным началом. Наверняка это льстило и самому Юингу. Только о том, что Патрик, в отличие от Джордана, Оладжувона и Баркли, закончил все 4 курса университета и получил степень преподавателя истории искусств, говорится куда меньше.
Зато легенда о его выборе на драфте-1985 со временем обрастает новыми смыслами и догадками. Это был первый драфт, на котором использовали лототрон со всеми его недоработками и случайностями. Всё было затеяно для того, чтобы внести интригу и отвадить клубы от умышленной сдачи сезонов в погоне за топовыми новичками.
Юинга хотели все, но больше всего он был нужен НБА и нужен в «Нью-Йорке». Прибыльный рынок, телеправа, 1-й номер драфта, потенциал команды-династии, наступление нового десятилетия, большие надежды. Поэтому комиссар Дэвид Стерн при жеребьевке вытянул конверт с подогнутым уголком, а после начал оглашать названия команд и порядок, в котором они будут выбирать новичков.
Юинг достался «Никс», и в следующие несколько часов телефонная линия клубного отдела продаж билетов зависла от переизбытка звонков, а в Нью-Йорке резко подскочили объемы продаж спиртного.
Юинг стал олицетворением Нью-Йорка, эдаким исполином, который методично, без раздумий подминает под себя всё живое. Голем, которому поклонялся самый одиозный город Америки. «Никс» расправлялись с соперниками без обезболивающих, играя жестко, бесхитростно. Начиная с сезона 1987/1988, «башмачники» 14 лет подряд выходили в плей-офф, но каждый раз умирали, а Юинг становился символом очередной упущенной возможности и последующего воскрешения. Майкл Джордан сломал немало карьер и команд, но, пожалуй, горше всего пришлось «Никс» Юинга.
В сезоне 1994/1995 «башмачники» были на пике, команда проиграла всего 25 матчей, соперники лишь 9 раз сумели увезти победу из «Мэдисон Сквер Гарден», а бейсбольная командировка Джордана только повышала шансы и увеличивала градус азарта. В первом раунде Юинг и компания размялись на соседях из Нью-Джерси, обыграв «Нетс» 3-1.
После «Никс» на зверином инстинкте пересилили «Буллс» — 4-3, разбив надежды Скотти Пиппена доказать, что он может быть первой скрипкой в команде. Затем с таким же счетом «башмачники» переиграли ненавистных «Индиана Пейсерс». Финал против «Хьюстон Рокетс» был кульминацией всеобщих ожиданий и противоборством Юинга с Хакимом Оладжувоном.
«Нью-Йорк» пал в семи матчах, после чего пошли разговоры, что на Юинге лежит «проклятье драфта», дескать, судьба воздает ему и команде за плутовство. В следующем сезоне «Никс» попытались вернуться, но проиграли во втором раунде «Индиане». Как водится, с элементами древнегреческой трагедии, в семи матчах, с промахом Юинга на последних секундах и рыдающим от счастья Реджи Миллером.
Главный тренер Пэт Райли не смог с этим смириться и позже всплыл в лагере «Майами Хит», с которыми у «Никс» во второй половине 90-х будут натуральные гладиаторские бои.
Возвращение Джордана до определенной степени вернула всё на круги своя, но выход на пик «Орландо», «Майами», «Сиэтла» и «Юты» серьезно осложнил жизнь «Нью-Йорка». Над Юингом всё больше посмеивались в комедиях, новостях и болельщицкий среде. Из героя эпоса он превратился в персонажа трагикомедии, но все равно оставался преданным Нью-Йорку.
Возможно, поэтому судьба вознаградила его в сумбурном, укороченном из-за локаута сезоне 1998/1999 наскоро сколоченные «Никс» совершенно неожиданно оказались в финале против «Сан-Антонио» Дэвида Робинсона и совсем молодого Тима Данкана. К решающему раунду команда Джеффа Ван Ганди настолько поистрепалась, что из-за травм и возраста сумела взять лишь один матч.
Это уже была другая эра, в которой Патрику точно также не было места, как и в «Нью-Йорке». Он отыграл ещё два сезона за «Орландо» и «Сиэтл», но это было многоточие, а не продолжение его баскетбольной летописи.
28 февраля 2003 года «Нью-Йорк» вывел из обращения 33-й номер Патрика Юинга. Да, его фамилия в топах индивидуальных клубных достижений, 11 раз участвовал в Матчах звезд, был членом оригинальной «Дрим тим», вошел в число 50 лучших игроков за первые 50 лет существования НБА.
Но есть ощущение, что это церемония была не столько благодарностью, сколько воздаянием за те мытарства, те годы унижения и чествований, которые Юингу пришлось пережить в майке «Никс». Ведь это так типично для Нью-Йорка: восславить, чтобы унизить, и осмеять, чтобы затем возвеличить.